«Моя педагогическая философия»
«Музыкальное творчество детей-самый действенный способ их развития»
Б.В. Асафье
Мы все любим музыку: одному нравится классика, другому рок, а третьему приятно слушать ритмы зажигательного фламенко. О разнообразии стилей музыки можно спорить долго, но каждый может назвать хотя бы одну мелодию, приятную сердцу и слуху.Помочь разобраться в этом разнообразии, научить наслаждаться музыкой, развивать вкус ребенка — в этом и заключается основная задача музыкального руководителя. Музыка — это самый эмоциональный вид искусства, который непосредственно воздействует на восприятие человека. «Язык души», так принято говорить о музыке, именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств и разум человека.
Мое педагогическое кредо: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки и творчества. Без этого он засохший цветок». И это не случайно. Ведь первые впечатления от звучания музыки ребенок получает еще в раннем детстве, когда мама пела ему колыбельные песни. Придя в детский сад, ребенок соприкасается с прекрасным и чарующим миром звуков, а человек, с которым он начал такой увлекательный путь в страну музыки, остается в памяти надолго.
Я убеждена, что приобщение к музыкальному искусству — самая удивительная, интересная и доступная форма общения с детьми, так как на музыкальных занятиях дети творят, фантазируют, уносятся в мир сказок и музыки. В моей памяти до сих пор живут воспоминания из дошкольного детства о музыкальном руководителе — Гернштейн Наталье Юрьевне. Она каждое занятие превращала в волшебную сказку звуков и движений.
Мое путешествие в мир музыки началось очень давно. Оно было увлекательным и захватывающим. Будучи младшей школьницей, успешно прошла прослушивание в музыкальной школе имени П.И. Чайковского. Я стала ученицей струнного отделения по классу домра и с «головой окунулась» в море волшебных и магических звуков. Моим учителем и проводником в мире звуков стала Косицкая Галина Яковлевна, преподаватель школы искусств им. П.И. Чайковского. Именно она привила мне любовь к музыке.
Став студенткой Слободского педагогического колледжа, я поняла, что музыка – это мой маяк в океане разнообразия профессий. В профессию музыкального руководителя мне помогли прийти преподаватели музыки Слободского колледжа педагогики и социальных отношений Лихачева Л.А. и Пыринец Е.П. Эти талантливые педагоги, встретившиеся на моем пути, помогли мне связать мою жизнь с такой удивительной, волшебной и динамичной профессией — музыкальный руководитель.
Каждая дорога начинается с первого шага, музыка — с первых нот, призвание — с череды событий, которые предопределяют твой жизненный путь и профессию, в которой ты раскрываешься и черпаешь вдохновение из бесконечного источника творчества. Мой творческий путь стартовал тогда, когда я пришла в детский сад «Березка». Он приветливо распахнул свои двери.
Почему я музыкальный руководитель? Мотив очень прост – потому, что в моей профессии два самых больших чуда: дети и музыка. Первый год работы открыл для меня много нового в профессии музыкального руководителя. Дети не терпят фальши, они тонко чувствуют отношение взрослого и отвечают взаимностью. Очень важно рассмотреть в маленьком человеке искру таланта, видеть удивленных родителей, когда их ребенок – маленькая звездочка — успешно солирует на празднике, когда неожиданно раскрылся его артистический талант. Я поняла, что все дети — звезды. Кто-то горит ярким светом, затмевая все вокруг, а кто-то светит внутри себя. Очень важно заметить этот свет в каждом ребенке. Слушая музыку, разучивая песни, танцы, игры и сценки, готовя детский праздник, стараюсь создать вокруг детей атмосферу любви и взаимопонимания, эмоционального комфорта. Вместе мы танцуем и поем, играем и слушаем. Огромное удовольствие получаешь, когда видишь счастливые лица детей, которые начинают понимать язык музыки. Очень важно помочь раскрыть творческий потенциал, который заложен в ребенке природой. У детей свое особое умение видеть, думать и чувствовать, нет ничего хуже, чем пытаться подменить это умение своим. Правдивость, искренность, отношение к нему как к равному, помогают раскрыть детскую душу, его внутренний мир. Необыкновенно приятно видеть в воспитанниках результат своей работы. Очень тепло и радостно на душе, когда на твоих глазах ребенок «раскрывается», становится маленьким артистом и всегда с желанием стремится в музыкальный зал: он хочет петь, танцевать, играть доверенную ему роль, познавать и творить. Ради увлечённости и радости в глазах детей я готова развиваться, учится и вместе с детьми, познавать что — то новое. Чем больше у ребенка в детстве радости, тем больше он ее подарит людям став взрослым.
Каждый мой рабочий день не похож на предыдущий. Быть музыкальным руководителем — это постоянный поиск чего — то нового, интересного, познавательного. Опережать время, помогать ребенку «раскрыться», поверить в себя, свои силы, дать возможность получать удовлетворение от результатов своей деятельности, стали моими собственными педагогическими принципами.
Музыкальный руководитель — это не профессия, а образ жизни, который я выбрала сама. Самое главное — это мне по душе! Специфика работы музыкального руководителя, это не только постановка утренников и танцев, слушание музыки. Это, прежде всего, развитие ребенка во всех образовательных областях, развитие творческого потенциала. Многое в жизни человека зависти от того, какие впечатления он получит в детстве, как его воспитали, какое представление о мире заложили в раннем возрасте.
Творческое развитие детей невозможно представить без творческого потенциала самого педагога. От того, насколько ты талантлив, во многом зависит эстетическое и творческое развитие детей, а так же атмосфера радости и волшебства в детском саду. Пока кипят мысли и идеи в твоей голове, ярко пылают глаза и сияет улыбка от успехов твоих малышей, ты остаешься молод душой и востребован как педагог. С уверенностью можно отметить, что именно музыкальный руководитель побуждает и направляет детей к творческому началу, указывает им путь в мир музыки и волшебства, учит их петь, танцевать, примерять на себя сценические образы, учит быть уверенным на сцене и открытым окружающему миру.
Мир быстро развивается, меняется, время идет вперед, и, чтобы шагать в ногу со временем, нужно интересоваться проблемами маленького ребенка, искать то, что непременно его удивит и заинтересует, заниматься саморазвитием, изучать современные тенденции в образовании. Музыкальный руководитель — это не просто профессия, это призвание. Его нужно с достоинством пронести, чтобы потом твои воспитанники помнили начало большого путешествия в страну волшебных звуков музыки, как это помню я. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, что не любишь сам.
И, вообще, что может быть в жизни человека важнее воспитания детей? Какое это счастье, видеть заинтересованность на детских лицах, желание узнать больше из того, что ты пытаешься донести до их сознания. Но успех в музыкальном развитии невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя, воспитателей и родителей. Благодаря совместному труду происходит сплочение коллективов: детских, педагогических и родительских, так как коммуникативные свойства музыки сильны и уникальны.
Музыкальный руководитель — это педагог творческий, многогранный с креативным и неординарным мышлением. Возможно, это громко сказано, но он — лицо детского сада. Быть музыкальным руководителем трудно, но это того стоит.
Я- музыкальный руководитель и горжусь этим!
Свое эссе хочу закончить словами известного педагога В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».