Значение театрализованной деятельности.
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать
чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место»
Б. М. Теплов
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека, поэтому – это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. В дошкольный период ребёнок интенсивно растёт и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства развивать интерес маленького человека к родной культуре, литературе, театру, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка наиболее ярко проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых является театрализация. Научить детей понимать, прекрасное, увлечь детей искусством – это главная миссия музыкального руководителя. Музыкально — театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли, фантазировать, придумывать образы для своих персонажей. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, учат сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованная деятельность позволяет ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театральные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому, не случайно в современных требованиях к содержанию и методам работы в ДОУ выделен специальный раздел: «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что музыкальный руководитель обязан:
Ø создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество;
Ø развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д. ;
Ø приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с различными видами кукольных театров);
Ø обеспечить взаимосвязь театральной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
Ø создавать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.
Сказка-это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующая от детей старание, фантазии. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современную музыку, доступную детям. Постановка музыкальной сказки это ключик, который открывает дверцу в волшебный мир. Ведь театр — это игра, чудо, волшебство, сказка! костюмов, маски.