МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЗОРЫ

В дошкольном возрасте закладываются первые ступеньки к искусству пения. Это довольно сложный процесс для ребенка, который требует особого внимания и охраны детского голоса.

Заметила, что у многих детей зажат голосовой аппарат, при пении вяло открывают рот, дети с трудом передают певческие интонации, высокие и низкие звуки. Традиционные формы и методы работы по обучению пению не позволяют в полной мере преодолеть эти проблемы.  Актуальным становится поиск новых подходов к работе с голосом. Изучив литературу и опыт работы коллег,  обратила внимание на формы распевок для дошкольников Т. Боровик, музыковеда, педагога, исследователя.  В их основе лежит кластерное пение.

Кластерное пение – творческий процесс, при котором ребенок осваивает звуковое пространство, имеет возможность пользоваться голосом как инструментом, без знания нот. Этот метод раскрепощает ребенка, способствует сбросу невостребованных эмоций, снятию  напряжения, так как при выполнении задания, предложенного в форме игры, ребенок не будет зажиматься, а покажет себя с самой лучшей и неожиданной стороны. Кластерное пение способствует  зарождению начала импровизации у ребенка.

Мною разработано музыкально — дидактического пособие «Музыкальные узоры»,  в котором собраны игровые упражнения, направленные на расслабление голосового аппарата, развитие музыкального слуха, голоса, ритма, речевого дыхания, а так же творчества.  Упражнения  не дают готовых решений, побуждают детей к поиску, экспериментированию со звуками, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который  предусматривает реализацию Программы в формах, специфических  для  детей   данной возрастной  группы,  прежде  всего  в  форме  игры,      познавательной и исследовательской  деятельности,   в   форме   творческой     активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Обучение детей кластерному пению провожу с детьми 3-7 лет, используя задания с различным уровнем сложности, создавая ситуацию успеха  для каждого ребёнка. Дети занимаются с удовольствием и большим интересом

.

Пособие «Музыкальные узоры» включает несколько игровых заданий:

  1. «3 линии»

Цель: учить детей управлять движением голоса на одном звуке.

Берется карточка, на которой нарисованы 3 линии разных цветов и толщины. Ребенку предлагается сначала визуально определить: чем отличаются линии друг от друга, а затем их «нарисовать»  голосом.

2 «Катавасия»

Цель: учить детей работе в команде, слушать и слышать друг друга, управлять движением голоса.

Педагог дает образец пропевания звука в соответствии с рисунком на карточке.  Детям даются карточки с одинаковым рисунком и они одновременно  «рисуют»  линию голосом. Во время выполнения игрового упражнения они учатся слажено произносить заданный звук определенной высоты и длительности.

3 «Дорисуй картину»

Цель: учить детей управлять движением голоса и правильному дыханию.

Для данного игрового упражнения берем картину. Предлагаем детям стать художниками и рисовать при помощи голоса. Дорисовать на картине то, что  им хочется, например: лучики у солнышка. При этом длинную линию изображаем долгим звуком, а точки или короткие линии коротким, отрывистым звуком.

2 вариант : предлагаем дорисовать картину по замыслу ребенка при  помощи геометрических фигур или палочек. При выполнении упражнения дети используют свою фантазию, которую воплощают в звук с помощью голоса. Например; с помощью геометрических фигур можно нарисовать дом, елку, снеговика.

4 «Гусеница»

Цель: учить детей протяжности звуков и правильному дыханию.

Начинаем собирать гусеницу. Вот голова, к ней присоединяем туловище, каждое звено соединяется друг с другом звуком, а когда соединили звенья, то звук прекращается, берем дыхание.

5 «Найди ошибку»

Цель: учить детей управлять голосом, определять высоту звука .

Ребенку предлагается сравнить 2 карточки и определить, на которой верно изображена высота звуков от низкого к высокому. Далее пропеть на заданный гласный звук.

6 «Пропой линии»

Цель: учить детей протяжности звука, управлению голосом, слышать высоту звука и брать правильное дыхание.

 Упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Дети выбирают  карточку, на которой нарисованы линии разных цветов и толщины, визуально определяют  отличие линий друг от друга, а затем их «рисуют» голосом.

7 «Распутай клубок»

Цель: учить детей  пропевать звук протяжно, правильному дыханию.

В ходе данного упражнения дети с помощью голоса растягивают нитку на заданный гласный звук. Во время игры они учатся тянуть звук на одном дыхании.

8 «Волшебная лесенка»

Цель: учить детей плавно менять высоту звука.

В ходе данного упражнения дети с помощью голоса на заданный гласный звук постепенно поднимаются или опускаются по лесенке. Во время игры дети  учатся плавному звуковедению с повышением или понижением.

9 «Слепой музыкант»

Цель: учить детей вести звук плавно, слышать высоту звука.

Для выполнения данного упражнения понадобится фронтальная часть пособия, на которой натянуты 3 нитки разной фактуры и толщины. Сначала детям предлагается рассмотреть и потрогать нитки и найти, чем они отличаются, затем, ведя пальцем по нитке, пропеть звук. Задание усложняется, когда ребенок закрывает глаза.

10 «Геометрические фигуры»

Цель: учить детей ведению голоса вверх, вниз, монотонно, протяжно.

В ходе данного упражнения дети на заданный гласный звук постепенно поднимают голос, опускают или протяжно поют.

11 «Раскладывание ниток»

Цель: учить детей ведению звука.

Ребенок выкладывает рисунок ниткой и  пропевает его на заданный зву

12 «Нанизывание бусинок»

Цель: учить детей плавному ведению звука, без прерывания.

Ребенок с помощью голоса нанизывает «бусинки» на воображаемую нитку, при этом звук должен звучать плавно без скачков и отрыва. Делать паузу и брать дыхание нельзя. Самым успешным становится тот ребенок, который набрал на нитку больше бусинок.

13 «Веселые точки»

Цель: развить чувство ритма посредством пения.

Для упражнения берутся  маленькие бочонки, на которых нанесены точки. Жирная точка – долгий звук, маленькая точка – короткий, отрывистый звук. Ребенок смотрит на точки и ритмично и отрывисто «рисует» точки на заданный гласный звук.

14 «Салют»

Цель: учить детей пропевать высокие и низкие звуки.

Для упражнения берем карточку с разноцветными точками. Ребенок ритмично и отрывисто «рисует» точки на заданный гласный звук при этом определяет, где расположена точка: вверху, внизу  и как ее нужно пропеть.

15 «Пианист»

Цель: развивать музыкальный слух.

На клавиши озвученного детского синтезатора наклеиваются  7 полосок цветов радуги, где красный цвет низкий звук, а фиолетовый – самый высокий. Ребенок слушает звук, который издает нажатая клавиша, и определяет какой этот звук, а затем  рисует данный звук голосом.

Пособие  «Музыкальные узоры» могут использовать не только музыкальные  руководители детских садов, но и воспитатели в свободной деятельности детей, логопеды, так как данные упражнения отлично развивают речедвигательный аппарат детей.

Данный метод обучения был представлен и получил высокую оценку коллег на окружной конференции «Дошкольное образование: теория и практика» (Слободской колледж педагогики и социальных отношений в 2023г) и на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей в 2023г (июнь и сентябрь) в ИРО Кировской области.

Один комментарий на «“МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЗОРЫ”»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *